«Без высшей идеи не выживет ни человек, ни общество.» (Ф.М.Достоевский)
0. Вводные тезисы. 0.1. Доклад дополняет и развивает (спустя ~10 лет) основные Смыслы Рефлексии 1го фестиваля «Культурная столица» в Ульяновске, показанные в обзоре /1/. Основная Цель того и другого — способствовать формированию более «дальнодействующей» ведущей Идеи общественного Развития Ульяновска и области (может и шире — ниже), чем культурно-тематические (2012) или «плакатно-плиточные» (2011) «года» (не исключая их конкретные положительные эффекты). ————— (*1)
0.2. Объективный наблюдатель подобных «годов» и фестивалей приметит чрезмерность претензий Ульяновска: А) На «культурную столицу» даже ПФО, в сравнении с Казанью, Саратовом, «даже» с Чебоксарами или Астраханью (с их операми, консерваториями, «арбатами»…);
Б) Также — на промышленно-финансовую) «столицу» ПФО (в сравнении с Самарой, Нижним Новгородом), не исключая перспективы профильной «Авиастолицы» или «блинно-колобковой»…
0.3. Ключевой термин Духовность здесь понимается не в религиозном Смысле, а как (по словарю-приложению в книгах /3.А,Б/) «Ценностное ядро Личности, регулирующее поток созидательной Деятельности по формированию позитивных Сознания, Мировоззрения и Развития к Ценностям Добра (Нравственность, Справедливость,…), Истины (Разум, Знания,…), Красоты. ———————- (*2)
1. Основные тезисы. На вопрос, ПОЧЕМУ именно Ульяновск может претендовать на статус духовной столицы «хотя бы» России (м.б. и всей Евразии?)? предварительный общий ответ: здесь уникальное сочетание ряда предпосылок и Факторов к этому движению. Это поясним сначала краткими тезисами из обзора /1/ — из уважения к памяти первого автора. А сразу ниже цитат другим шрифтом — дополнительные Идеи и акценты по наработкам Ульяновского клуба «Ноосфера»/УКН /2/ за прошедшие годы (придерживаясь, по возможности, исходной нумерации в /1/ для облегчения сопоставлений).
1.1. Лозунг «Ленин жив, Ленин будет жить!» не потерял актуальность… его позитивный духовный образ в общественном сознании и прочную его связь с крутыми венцами над Волжским разломом и дальней заволжской перспективой… Поразительно (может, «знак судьбы»!?…), что 22 апреля (пик нашего традиционного с трудом еще выживающего весеннего месячника культуры) ООН давно уже объявила «Днем Земли»…
1.2. Имена Ленин, Ульяновск, Ленинский мемориал, заповедник «Родина Ленина» — непреодолимые пока для либералов (несмотря на многие злопыхательства) фактические закрепления перспективных Идей Социализма. Поворот к нему в 21 веке кажется, несмотря на крах СССР, окончательным…
1.3. К этому можно добавить и предложение о «двух пямятниках» (кратко из /3Б:Доп.5/):
1. Роль Идеологии в этом повороте будет, несомненно, очень значимой. А с крахом главной буржуазной Концепции Либерализма, логично и вероятно, ведущей станет Идеология Социализма-Коммунизма (с ростом роли компартий), возможно с участием перспективной Концепции Ноосферизма (/3/ и ссылки).
2. Активного участия общества и власти России требует решение реально наметившегося драматического выбора её будущей Судьбы — в развилке вариантов (обширная современная дискуссия):
а) возможная роль лидера доброкачественного движения человечества в будущее или…
б) угроза исторической диссипации (распада).
3. Возможен серьёзный вклад Ульяновска в выбор варианта лидера (пп.1 и 2а) — материалы о революциях 1917 года и их лидерах Ленине и Керенском. А также…
4. Для выбора и движения по пути лидера представляется важной роль связки памятников Марксу (главному теоретику коммунизма) и Ленину (автору и лидеру 1го крупного социалистического эксперимента) как МЕГА-образ «масштабной фигуры» (в отсутствии таковых реальных). Это, видимо, единственная такая связка в мире как в художественном плане, так и в их совместной композиции — центрального, вероятно, объекта будущих экскурсий в Ульяновске — при и для восстановления его туристического и инвестиционного потенциалов с рассказами разных уровней о сложной диалектике взаимодействия Теории и Практики Социализма… Ныне трудно оценить и переоценить возможный активно-позитивный вклад этого в будущее Ульяновска…
1.4. В.И.Ленин был фактически первым Советским-Российским ноосферщиком — заботой об образовании, науке (УКН начал проработку этой темы совместно с Общественно-политич. центром ЛМ).
1.5. Хочется надеяться, что будущее консолидированное коммунистическое движение учтёт-разовьёт-использует эти Идеи и Факторы для укрепления своей социальной роли в Развитии Общества.
2.1. Миссия ОРГАНИЗАЦИИ дружбы народов и их «мультикультурности» давно укоренена в сознании ульяновцев реальными татарскими, чувашскими, иными национальными селами, школами, культурными обществами и мероприятиями… в ульяновском клубе «Развитие» скульптором из Чебоксар Мадуровым была обоснована (летом-2001) еще более крупная захватывающая идея создания общего «Этнопарка дружбы» чувашского, татарского и русского народов — для эффективного синтеза несомых ими в истории фрагментов «Золотого запаса России» (передача «Радио России»). На стыке трех регионов Поволжья есть небольшая зона их столь тесного переплетения — культурного, экономического, территориального…, что нормальная жизнь возможна… в исполнении лозунгов будущих фестивалей «Сквозь границы»(2002), «Технология общения» (2003)…
2.2. Вкладом УКН в разработку этой Идеи явились: А) Развернутое её обсуждение на круглом столе Ульяновского Правительства (03.06.2011 в рамках Всероссийского праздника «Акатуй-2011);
Б) Концепт ещё одного перспективного этнополигона «ЭКО-НООполис Сурский» на стыке Мордовии, Чувашии и нашей области УКН начал продвигать в конце 2011 г.
2.3 Исторические истоки этих тенденций разрабатывают и проясняют: А) Группа «Волжская Булгария»;
Б) Археологические раскопки более древних Культур в р-не Старой Майны и др.
2.4. Из соврем. этнокультурной практики ещё назову лично известное:
А) Городской «Парк дружбы народов» (под Новым венцом) дождался восстановительных работ…
Б) Этнофестиваль «Поволжская глубинка» в Новосспасском пользуется значительным успехом…
В) Подобные этно-праздники проходят в Барыше, Сенгилее, Радищеве и др.
Г) К «следам» чувашского просветителя И.Я.Яковлева и многим этнокультурным мероприятиям «Дома дружбы народов» можно добавить и такой факт (удививший недавно)…
Д) В школе №78 поддерживаются музеи «Этнографии народов Поволжья» и «Культуры Азербайджана».
2.5. Из других «силовых Факторов» культурного Сотворчества разных слоёв общества:
А) Ленинский весенний музыкальный фестиваль около 40 лет сохраняет большую культурно-воспитат. роль, несмотря на его передвижку с апреля на март (с замыслом оторвать его от имени Ленина?)…
Б) Гончаровские мероприятия — в широком плане (не только диванно-обломовские)…
В) Пластов и современные художники, в т.ч. мероприятия Карсунской школы искусств …
Г) «Счастливое детство»,»Экситон», другие танцевальное молодёжные коллективы…
Д) Хоровое искусство, особенно Фестиваль детских хоров А.Додосова…
Е) Кинофестиваль памяти В.Леонтьевой «От всей души» («посредник» между телом и Духом /3В/)
Ж) С 2011 г. мероприятия Международного культурного форума, в т.ч. развивающие предыдущее — по важному баннеру «Культура как ресурс развития»…
5.1. Есть эзотерическая гипотеза о «космических энергиях» «Ульяновского дракона» между Волгой и Свиягой (её пропагандировал Б.Аржанцев), которые подпитывают творчески активных людей.
5.2. Свияжско-Волжская «кругосветка» (по воде на лодках) вокруг «дракона» (фактически Приволжской возвышенности), замыкающаяся именно в Ульяновске, представляет совершенно уникальное («хотя бы» в Евразии) географическое дополнение к предыдущему. Поэтому УКН пропагандирует /2/ возрождение «кругосветки», которая ещё в начале 20 века интересовала туристов (и соответстующий бизнес).
5.3. Романтический образ «дракона» укрепляет и объективная меридиональная «силовая линия» Волги, ландшафтно зонирующая её право- и левобережье,- активирует ряд этнических и личностных Процессов.
6.1. Перечисленное требует нового лидера Российского масштаба в нынешнее время. Однако наизмеримо возросшие за сто лет сложности проблем и кризисов, похоже, исключают надежду (не верующих интеллектуалов) на очередного мессию — гениального единоличного харизматического лидера. И разочарование народа в партиях на службе отдельных социальных групп рассосется, видимо, не скоро…
Так что, передав Кирову как бы от имени Ульянова-Ленина (случайная игра слов или еще одна интрига?!) на дальнейшее исполнение апробированную программу КС, культурное сообщество Ульяновска могло бы (если фестиваль действительно встряхнул его от обломовской дремы) заняться… более масштабным интересным и перспективным «делом» — формированием Национальнай Идеи России («на худой конец», ПФО или, напротив, «в мировом масштабе»?)… Общего интеллектуального и духовного потенциала для этого давно достаточно, а прочие условия, на наш взгляд, почти сформировались.
6.2. 10 лет размышлений о Национальной Идее России/НИР так кратко обобщают это важное положение обзора /1/ (большое редсокращение из /3Б:гл.4/). ————————————— (*3)
Почти затухшему либеральному «экспромту» 1990х по Проблеме НИР целесообразно противопоставить способ поиска верной НИР, которая была бы адеквата нынешней ситуации и внутренним потенциям народов России. Это представляется возможным организацией общественного Сотворчества через разные процедуры опросов общественного мнения, в т.ч. рейтингового конкурса заготовок НИР.
О ноосферных вариантах НИР. В своём трудном Развитии Российское Ноосферное Движение дало в начале XXI века ряд стимулирующих призывов в направлении НИР, например (по /3А,Б/):
А) «Наше общее дело — НООсфера!» — вековым «мостом» соединяет Идеи НООсферы ХХ века с Идеями конца 19 века: Н.Федоров, «Всеединство» и «Цельное знание» Вл.Соловьева и др.
Б) «Миру — НИР!» — в этой интересной энергичной формуле коллеги Попова А.С. «Н» означает сразу и Национальный, и НООсферный). Или такой предварительный вариант НИР…
В) «Птица-тройка! На российских движителях социального творчества, технической сметки и дружбы Духа с Природой вперед — к творческому экологическому Социализму и НООсфере!»
Г) Более представительную и логически организованную формулу НИР (взаимосвязанную с образом Системного Аттрактора Будущего клуб «Ноосфера» /2/ использует как один из своих девизов:
«Наше общее дело — НООсфера как Сотворчество, содружество и сотрудничество
Природы, Общества и Человека!»
Заключение. Тугой узел показанных идейных Факторов и «силовых линий» (от географических до общекультурных, идеологических, даже…коммерческих), которые сходятся в Ульяновске и области, может и должен, хотелось бы надеяться, активировать духовное и социальное Сотворчество живущих здесь народов к общей Идее доброкачественного Развития в будущее и сотрудничества к её осуществлению. В этом — главный вектор (путь, «лестница») исторического движения к Ноосфере и потенциал Развития Ульяновска к статусу духовной столицы этого движения.
Помимо упомянутых фестивалей («Культурные столицы» и др.), полезными «ступенями» к этому кажутся и недавний опрос «10 первых имён» (даже с либерально искажённым итогом) или конкурс на девиз Ульяновска и области. Хочется надеяться, что в потоке культурных мероприятий будет нарастать доля и интеллектуально-духовных «ступеней лестницы» — к необходимой нам всем «одной на всех Победе » — к возрождению России к новой жизни…
Клуб «Ноосфера» наметил продолжить разработку своего вклада /2/ как в это общее движение, так и отдельных его Идей и Факторов (часть означены выше). С надеждой на соучастие в этой большой будущей работе иных дружественных групп и творческих людей — к оправданию нашего общего высокого звания Homo Sapienc (к общей трудной мечте «надо бы только умно жить» — В.Шукшин)…
——Примечания: (*1) Термины с заглавных в строке пояснены в словаре (приложения в /3А,Б/).
(*2) Члены общеизвестной триады Аттракторов — Понятий, ведущих Развитие Общества и человека — индивида, упомянуты здесь по алфавиту (не углубляясь в сопоставление их важности /3В/ ).
(*3) С учётом опыта созданной ещё в Миллениум группы и даже мини-фонда для поиска эффективной НИР /3Б: гл.4/; их возможности не соответствовали, увы, сложностям и ресурсоёмкости задач…
Ссылки: /1/ Жигарина Н.Н., Сафрошкин Ю.В. Социокультурная рефлексия фестиваля в Ульяновске//Ульяновская правда 18.12.2001:с.4 (рубрика: От «Культурной столицы» к столице духовной?)
/2/Первая семилетка и перспективы: материалы Ульяновского клуба «Ноосфера» (2012, в печати, 5а.л.)
/3/ Тексты автора: А) Ноосферное развитие и земная ноосфера…- Ульяновск: УлГТУ, 2004.-196с/150э (www.venec.ulstu.ru/lib и сайт автора www.old.ulstu.ru/people/yusafr).
Б) Системный аттрактор ноосферного будущего и его отражение в национальной идее России.- Ульяновск: УлГТУ, 2010.- 137с. (доступно на тех же сайтах).
В) «Мега-апория Разум-Чувства (обобщение ряда материалов для конференций, сайт автора)
=======================
Дополнение – Краткие сведения об авторе: САФРОШКИН Юрий Васильевич, д.т.н.,
член Росс. Географич. и Философского обществ и некоторых Ноосферных объединений.
Образование: а) инженер-физик (МИФИ-1960), б) учитель географии (УлГПУ-1987).
Адрес: 432011, Ульяновск, Средний Венец, 19-55; дом.тел. /8422/444158 (кроме ~14-20ч);
Рунет основной: yusaf8@ulstu.ru; http://old.ulstu.ru/people/yusafr (дополнит. yusafr8@gmail.com).