электронная версия издания, №7, 2014 год

ДОМ-АТЕЛЬЕ ФЕДОРА ЛИВЧАКА

В Ульяновске завершились масштабные работы по капитальному ремонту и реставрации дома-особняка, который знаменитый архитектор Федор Ливчак построил в 1914 году для своей семьи. В конце декабря здесь открылся музей «Дом-ателье архитектора Ливчака» с мастерской, театральной экспозицией и кинозалом.

Дом – редкий пример сохранившейся жилой усадебной застройки, один из лучших памятников архитектуры русского модерна начала ХХ века в Симбирске. В бурный ХХ-й век дом пережил много владельцев, а в последние годы находился в тяжёлом состоянии – без отопления, воды и света. Была проведена огромная реставрационная работа. Чтобы оценить ее масштаб, директор заповедника «Родина Ленина» Ирина Котова провела нам небольшую экскурсию по историческому зданию. Уже с улицы становится понятно, что здание – не просто объект культурного наследия, но действительно интереснейший памятник архитектуры.

На фасаде здания, расположенного на улице Архитектора Ливчака, д.4, – эмблема в виде детской богородской игрушки с фигурами медведя и работника. Под навесом карниза – царевна-лебедь с золотой рыбкой. Над цоколем, в подоконной части на плитах-вкладышах изображена жар-птица с сияющими лучами солнца на хвостовом оперении. На фасаде также можно увидеть мозаичные цветные панно с изображением глухарей в лесной чаще.

Сейчас здание является памятником истории и культуры регионального значения «Особняк архитектора Ф.О. Ливчака». Как писали в своей знаменитой книге «Архитектурная летопись Симбирска» Борис Аржанцев и Марина Митропольская, в разные годы в здании размещались различные учреждения. В 1918 году дом был занят начальником штаба 5-й армии Восточного фронта. Затем в нем располагались жилые помещения, детская больница. Затем дом был передан ульяновскому отделению Всероссийского театрального сообщества, после чего здание стало Домом актера. В 2008 году здание передано музею-заповеднику «Родина Ленина». Оно требовало значительного ремонта и замены всех инженерных систем.

«Мы этот дом получили «больным», – рассказала директор заповедника Ирина Котова. – Он несколько лет стоял без тепла и света, требовал укрепления фундамента, замены кровли, канализации. В значительной части интерьера был утрачен декор».

После разработки проекта, всех необходимых согласований и получения финансирования в с 2010-2013 год в здании велись ремонтные работы.

Особенностью дома является то, что он сооружен из бетонных пустотелых блоков. Эту систему придумал сам Ливчак – не только архитектор, но и изобретатель. Одним из первых он оценил огромные возможности, заложенные в новом для того времени строительном материале — бетоне, изобрёл бетонные пустотелые блоки, разработал систему кладки из них и сконструировал станок для их изготовления. Эти архитектурные методы и приёмы стали основополагающими в эпоху модернизма и конструктивизма. Всего в губернии было сооружено 50 зданий из этого материала по проектам архитектора. Постройки из него обладали повышенной огнестойкостью, что для деревянной, вечно пылающей Руси, стало спасением, писали Аржанцев и Митропольская.

К сожалению, осталось крайне мало сведений о том, каким был этот дом, а из-за того, что здание долгое время приходило в упадок, восстановить что-то очень сложно. Однако есть элементы лепнины интерьеров и фасадов, а также плафоны, которые удалось восстановить в таком виде, в каком они были при жизни Ливчака.

Опытными мастерами восстановлены участки цветочных потолочных орнаментов; керамической плитки, выполненной по исторической технологии, воссозданы участки плиточных полов, по старым образцам отлиты бетонные подоконники. По дошедшим до нас фрагментам в будущих музейных залах установлены латунные ручки и шпингалеты, выполненные по старым образцам в московских мастерских. «Говорить о том, что здесь было, уже невозможно, - констатирует факт Ирина Котова. – В качестве источника использовалась проект реставраторов 1980-х годов, где они расчистили плафон до первого слоя, а также воспоминания детей Ливчака. Больше никаких воспоминаний о доме не осталось. Без всякого сомнения, Ливчак проектировал мебель и наполнял дом своими творениями. Но до нас ничего не дошло».

Например, известно, что в мастерской был камин, она была окрашена в серый цвет, что стена на полтора метра была отделана линкрустом, в ней был камин. Такой интерьер и восстановили. С восстановлением камина связана интересная история

«Мы долго думали, какой же был камин, ведь свидетельств о нем тоже нет. Но у нас есть два сохранившихся камина в постройках Ливчака – в здании крестьянского банка (УлГУ на ул. Льва Толстого).

Мы долгое время были уверены, то эти камины – подлинная работа Ливчака, потому что он работал с керамикой, сам делал эскизы для своих архитектурных панно».

Не зная, как выглядел камин именно в этом доме, было решено сделать типовой вариант, наиболее распространенный в эпоху модерна, а плитку выбрали из английского каталога фирмы Моррис – историческую плитку, типичную для эпохи модерна. А недавно на культурный форум приезжала крупнейший специалист в области архитектуры Мария Нащокина, которая, глядя на эти камины, прислала сюда еще одного специалиста из Санкт-Петербурга, и он нашел источник подлинных каминов Ливчака в здании УлГУ. В частности, он нашел фирму, через которую были проданы эти камины, и прейскурант московского магазина, в котором можно увидеть образцы этих каминов.

«То есть выяснилось, что камины Ливчак не проектировал – он использовал готовые. Самое удивительное: плитка для этих каминов действительно оказалась английской». Витражи, лепнина, колонны – залы музея уже сейчас можно бесконечно рассматривать. К примеру, портьеры.

«Портьеры в эпохе модерна занимают очень много места, – поясняет Ирина Котова. – Поскольку у нас не было источников, мы опять обращались к типологическим образцам. У нас в фондах есть ламбрекены этого времени, использовали и портьерные рисунки архитекторов. На основе этого материала мастера блестяще сделали работу».

Музей получил название «Дом-ателье архитектора Ливчака». Именно так сам архитектор назвал проект собственного дома: ведь здание объединило две функции – мастерской и дома. Одновременно этот дом был рекламой его изобретения – пустотелого блока.

Открытие этого музея называют итоговым событием юбилейного года: в 2014-м Музей-заповедник «Родина В.И. Ленина» отмечает 30-летие. На первом этаже здания в подлинном пространстве ателье разместится экспозиция «Мастерская Ф.О. Ливчака», которая поможет зрителю открыть для себя творческий метод мастера. В «большой гостиной» – экспозиция «Belle Époque – силуэты эпохи модерна». Здесь представлены предметы декоративно-прикладного искусства, мебели, костюма эпохи модерна из коллекции Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина».

В парадных интерьерах «малой гостиной» и «столовой» открывается экспозиция одного из ведущих музеев России – Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина (г. Москва) «Бахрушин – создатель Театрального музея. Шедевры театральной коллекции».

«Тема театра органична для этого дома. Ф.О. Ливчак и его жена были театралами, в доме устраивались приемы, ставились домашние спектакли, долгие годы в здании размещалось Ульяновское отделение Союза театральных деятелей России. Открытие на территории нового музея постоянно действующего представительства ГЦТМ им. А.А. Бахрушина продолжает театральную историю дома. Оно позволит нашим зрителям регулярно знакомиться с выставочными проектами и программами наших коллег и откроет перед нами замечательную возможность реализации интересных для зрителя совместных творческих проектов», – продолжает Ирина Котова.

В жилых помещениях второго этажа дома размещены интерактивные экспозиции «Театральная жизнь Симбирска-Ульяновска», созданной при участии ГЦТМ имени А.А. Бахрушина, и «Синематограф в Симбирске».

Здесь можно узнать историю становления симбирского театра, заглянуть за кулисы, испытать ремесло суфлера, побывать в гримёрной и примерить на себе театральный образ, благодаря виртуальной примерочной. Можно ощутить себя кинозрителем эпохи немого кино, узнать об истории наших первых кинотеатров и творчестве наших земляков, прославивших эпоху «Великого немого».

На втором этаже гостей музея ждет сюрприз – восстановлена кровля террасы. Летом она будет открыта для зрителей. Те же самые виды открывались отсюда и самому Ливчаку.

В следующем году планируется благоустроить усадьбу. Здесь будут цветники, летняя сцена, небольшие аттракционы, связанные с театром.

«Реставрация дома – четырёхлетняя история, сложная со всех точек зрения, – подытоживает Ирина Котова. – Потому что здание мы получили в очень тяжёлом состоянии. Приходя в этот дом, все люди – подрядчики, строители, литейщики, стекольщики, реставраторы – попадали под его магию, проникались красотой этого дома. Мы очень довольны результатом».

Открытие музея состоится 23 декабря в 14 часов. Гостям готовят много сюрпризов.


Презентация стратегии

50 ШАГОВ К УСПЕХУ

Ульяновские СМИ неоднократно писали о том, что в регионе разрабатывается стратегия культурной политики. Недавно документ был переработан. Теперь он охватывает период не до 2025 года, а до 2030. Кроме того, теперь стратегию презентуют под названием “50 шагов к успеху”. Позитив: мы уже преодолели 29 шагов. А девиз нашей стратегии позаимствован у Лао-Цзы, правда, немного перефразирован: «Даже путь в тысячу миль начинается с первого шага». Ну, а в 50-ти шагах от Мемцентра, где обсуждали планы, – обыденность нашей культуры.

Стратегию обсуждают уже несколько месяцев, а недавно на заседании совета по культуре при губернаторе Ульяновской области подводили некоторые итоги. Напомним, стратегию разрабатывают иногородние эксперты, и ее представила культуролог, руководитель рабочей группы по разработке документа Нина Кочеляева. Он сообщила, что в рамках стратегии предлагается 50 шагов к успеху в культурной политике, а 29 шагов мы уже «прошагали».

«Много прошагали, но много еще самых важных осталось», – подчеркнула эксперт.

Она еще раз напомнила, какая работа была проведена перед разработкой непосредственно стратегии. В частности, было проведено исследование текущей ситуации в культуре региона, в том числе в муниципалитетах. На основании исследования были выявлены проблемы и перспективы, затем – сформулированы цели, задачи, приоритеты и сценарии развития культурной политики, методы и механизмы ее реализации. Если ранее документ прописывал стратегию культурной политики до 2025 года, то теперь ее продлили до 2030 года.

Эксперт отметила, что работает с нашим регионом с 2010 года, и, по ее мнению, за четыре года у нас сделано очень много, а к 2030 году можно сделать еще больше. Она считает, что сегодня важен переход от стратегии поддержания того, что есть, к стратегии развития.

«В фокусе внимания – человек. С ним связаны главные вещи – культурная среда, творческая среда, доступность участия в культурной жизни. На основании этого нами были сформированы основные цели и приоритеты Стратегии», – отметила Кочеляева.

Она подчеркнула, что развитие человека и развитие региона взаимосвязаны. Для успеха Ульяновской области важно формирование и развитие человеческого потенциала, формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения равного доступа к культуре, развитие культуры на селе, создание условий для превращения культуры в важнейшую точку развития региона. Кроме того, акцент в стратегии делается на сохранении культурного наследия, воспроизводстве кадрового потенциала, развитии креативных индустрий, инфраструктуры, поддержке приоритетных проектов в сфере культуры (например, Музей СССР и киностудия), а также на повышении туристической привлекательности региона.

Даже оптимистический подход – пессимистичен.

По-прежнему в стратегии сохранены три сценария развития культуры, которые базируются на стратегии социально-экономического развития региона до 2030 года. Первый – инерционный сценарий развития с сохранением существующих тенденций развития. Второй – реалистический сценарий развития (не предполагает активизации развития культуры, но опирается на прогнозные значения сценария «Модернизация промышленности», вследствие чего на культуру в потенциале могут выделяться существенные финансовые ресурсы). Наконец, третий сценарий – оптимистический: предполагает введение культуры в ранг стратегических приоритетов Ульяновской области, что в полной мере вписывается в основные параметры сценария «Высокие технологии и креативный класс».

Впрочем, оптимизма в культуре пока маловато.

К примеру, авторы стратегии не решились заложить больший процент расходов на культуру от ВРП. Например, в рамках как реалистического, так и оптимистического сценариев развития к 2015 году доля расходов на культуру в процентах от ВРП сохраняется в пределах 0,7 процента. К 2020 году предполагается увеличение данного показателя до 0,8 процента от ВРП в обоих сценариях. В рамках реалистического сценария данный показатель составит к 2025 году —0,9 процента от ВРП, а к 2030 году – 1 процент от ВРП. Но даже оптимистический сценарий предполагает увеличение расходов на культуру к 2025 году лишь до 1 процента от ВРП, а к 2030 году – всего до 1,2 процента от ВРП и не больше.

То же самое и с бюджетным финансированием.

В рамках реалистического сценария бюджет культуры увеличится в текущих ценах в 3,6 раза к 2030 году по сравнению с уровнем 2012 года и составит 6200,7 миллиона рублей. Однако в сопоставимых ценах (в ценах 2012 года) этот показатель увеличится только в 2 раза и составит 3530,4 миллиона рублей. Впрочем, по оптимистическому сценарию культура признается движущей силой создания креативного класса, что предполагает активные финансовые вложения в культурный сектор. К 2030 году предполагается увеличение объемов бюджетного финансирования культуры до 9454,0 млн. рублей в текущих ценах или в 5,5 раза. В сопоставимых ценах (в ценах 2012 года) этот показатель увеличится в 3,2 раза, достигнув отметки в 5382,7 миллиона рублей. По сравнению с показателем финансирования в рамках реалистического сценария объем финансирования по оптимистическому сценарию возрастет в 1,5 раза в сопоставимых ценах.

Впрочем, все это лишь предположения и цифры. А на сегодняшний день еще предстоит создать план реализации стратегии, определить, собственно, источники и размеры финансирования (как бюджетные, так и внебюджетные), а также разработать систему целевых показателей. При этом оговаривается, что положения стратегии в зависимости от развития ситуации могут корректироваться. «Дорогу осилит идущий», – подытожила эксперт.

Сергей Морозов еще раз напомнил, что Ульяновская область должна стать мировым креативным регионом. Эксперт Кочеляева с ним согласилась, хотя из стратегии не совсем понятно, как же это должно произойти. Впрочем, речь ведь идет не о развитии культуры, а о культурной политике.

Морозов также отметил, что ему хотелось бы, чтобы в стратегии больше отразили Ульяновск как родину Ленина.

«Впереди 17-й год, впереди 22-й год, впереди 100-летие Ленина. Все это связано с «красным» туризмом. Мне кажется, в концепции это мало отражено».

Нина Кочеляева отметила, что по ленинской теме разделяет позицию губернатора. Более того, она сообщила, что в своем экспертном кругу всегда защищает наш город от негативных нападок, ведь Ульяновск – это место рождения Ленина, и историческая память должна быть.

Представители культурного и около культурного сообщества региона по-разному комментировали стратегию. Очень многим она показалась документом без конкретики, который не только не показывает механизмы реализации культурной политики, но и может быть применен практически к любому региону. Прозвучали новые предложения, к примеру, включить в стратегию разработку антикризисных мер. Замдиректора Ульяновского областного художественного музея Луиза Баюра отметила, что в стратегии не видно анализа реального положения дел в культуре региона. По ее мнению, любая стратегия должна начинаться с изучения реалий культуры. Также она прокомментировала разговоры о проекте «Музей СССР».

«Я поддержу Музей СССР, но только тогда, когда наш музей выйдет из состояния СССР».

Она напомнила, что два крупнейших музея Ульяновска – художественный и краеведческий – до их пор находятся в одном здании, и это культурный нонсенс!

Стратегия – лишь компиляция разных документов. По ее мнению эксперта, документ можно принять в качестве отправной точки, ведь дальше его можно изменить, иначе конца и края обсуждениям не будет, и документ устареет, пока его примут.


Креатив года

«КВАРТАЛ» ПОЛУЧИЛ НАГРАДУ

Экспертным советом министерства искусства и культурной политики Ульяновской области определены достижения и люди Года культуры в 14 номинациях. Среди них – «Открытие года», «Проект года», «Прорыв года» и т.д. В номинации «Креатив года» награду получил руководитель креативного бизнес-пространства «Квартал» Павел Андреев за современные подходы к работе с молодёжью.

Награждение лучших работников культуры состоялось в рамках закрытия Года культуры и Карамзинской ассамблеи, где с речью выступил губернатор, председатель попечительского совета Фонда «Ульяновск – культурная столица» Сергей Морозов.

«Никогда ещё в современной России столько внимания не уделялось культуре. Год культуры для всей нашей большой страны стал мощнейшим импульсом, заставившим пересмотреть отношение к этой сфере, поставил её в один ряд со стратегически важными отраслями, обеспечивающими национальную безопасность государства. Ценность российской культуры во все времена остаётся неизменной, незыблемой. Она признаётся и с уважением принимается во всём мире. Приятно осознавать, что наш богатый традициями и прославленный выдающимися именами регион в этом году также сказал своё веское слово в поддержку отечественной культуры. Мы проделали действительно огромную и очень важную работу. Воплотили в жизнь интересные идеи и проекты, провели сотни ярких мероприятий. В течение этого года мы разработали самые главные стратегически важные и необходимые не только для региона, но и для страны в целом документы. Мы участвовали в конкурсах, обновляли учреждения культуры, встречали в регионе именитых гостей, обменивались мнениями и делились опытом. Я говорю огромное «спасибо» всем, благодаря кому состоялся Год культуры на территории Ульяновской области», – сказал Сергей Морозов.

В 2014 году были успешно проведены традиционные события, ставшие визитной карточкой региона, которые привезли на ульяновскую сцену и в районы артистов с мировым именем. Ульяновцы и гости города еще раз убедились, что Ульяновск – родина талантов, первыми в России собрав сводный детский тысячный хор региона, подготовив «золотых» медалистов всероссийских Дельфийских игр. Благодаря поддержке федерального центра и регионального правительства приводятся в порядок существующие дома культуры, а в следующем году область приступит к строительству новых. Имя Ульяновской области в связи с её достижениями не раз прозвучало на национальном и международном уровне. Регион многократно отметили федеральные эксперты, члены правительства РФ.

НАША СПРАВКА:
«Квартал» - это уникальное пространство в Ульяновске. Здесь сдаются помещения по льготной цене для творческих предпринимателей, проводятся образовательные программы для представителей творческих индустрий. А самая главная ценность этого пространства состоит в том, что тут проходят мероприятия для креативных жителей области, организуются выставки и другие проекты, направленные на раскрытие творческого потенциала горожан.
Креативное бизнес-пространство «Квартал» открылось 2 ноября 2012 года. Пространство создано по личной инициативе губернатора Сергея Морозова, при поддержке регионального правительства, а также фонда «Ульяновск – культурная столица».
За первый год существования посетителями мероприятий «Квартала» стало более 10 000 человек. Среди самых популярных проектов - «Эксперимент 348», «Ночь искусств», «24 часа мирового кино», «Большой обед» и др. Каждый две-три недели в выставочном зале меняются новые экспозиции. Выставочное пространство «Квартала» - это единственное место в городе, где могут выставляться все начинающие художники, дизайнеры и архитекторы.


Итоги Года культуры

НОВАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА

Российская Федерация

Предварительные итоги Года культуры, объявленного в этом году в России, были подведены в министерстве культуры РФ. Там состоялось заседание организационного комитета, который возглавляет Валентина Матвиенко. Часть совещания была посвящена обсуждению текущих задач и проектов общенационального значения. Год культуры завершается, но фактически он только положил начало новой культурной политике в России. Стратегические планы на будущее тоже обсуждались на встрече.

В течение года были проведены около тысячи мероприятий, построены более сотни новых объектов культуры. Обсуждали также и подготовку основ культурной политики, десятилетней стратегии развития культуры, закона о культуре. Он должен отразить новые реалии и многое систематизировать.

«Собрать все действующие законы так, либо иначе касающиеся культуры – их около десяти – и те нормы, касающиеся культуры, разбросанные по другим законам. Например, закон о размещении рекламы на памятниках культуры регулируется, а точнее не регулируется законом о рекламе. Взять эти нормы и все их поместить в закон о культуре», – предлагает министр культуры РФ Владимир Мединский.

Сейчас для работников культуры многие нормы становятся драмой, абсурдом. Александр Калягин вспоминает показательную историю с московским театром «У Никитских ворот».

«Когда ему нужно было купить огурец для спектакля, его бухгалтерия должна была исписать килограмм бумаг, а потом еще ждать, когда придёт проверка и потребует доказательств, что огурец был съеден актером во время спектакля», – рассказал председатель Союза театральных деятелей РФ Александр Калягин.

Творческие люди уверены: культура – специфическая сфера. Нужен особый подход во всех аспектах – строительство, трудовое законодательство, налоги.

«Практически все страны мира обладают законодательным правом и возможностью покрывать финансовые гарантии во время транспортировки выставок. Мы это обсуждали, мы об этом говорили, все упирается в министерство финансов», – сказал директор Государственного Исторического музея Алексей Левыкин.

Параллельно с разработкой закона – впервые в истории – готовятся основы государственной культурной политики.

«Мы получили более трех тысяч пакетных предложений. Не то, что отдельные предложения – их довольно трудно вычленить. Но мы оцениваем 1200 поправок и конкретных идей, которые авторы просят учесть», – пояснил советник президента РФ по культуре Владимир Толстой.

«Будет утверждена стратегия развития культуры до 2025 года. Где будут указаны основные, как те или иные направления. Какие будут новые учреждения строиться. Что будет с культурным наследием. И это будут конкретные планы с конкретными сроками и с конкретными объемами финансирования», – заявила председатель Совета федерации РФ Валентина Матвиенко.

* * *

На закрытии III Культурного форума министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский рассказал, что в Год культуры в России был принят новый Модельный стандарт библиотек, изменился подход к реставрации, начата работа по возрождению системы театральных гастролей: «Столичные театры сыграли более 500 спектаклей в провинции, их посетило почти 350 тысяч человек».

Владимир Мединский также подчеркнул, что акцент в Год культуры был сделан на российские регионы: «Мы правильно сделали, что посвятили Год культуры регионам. Мы должны осуществлять культурную политику во всех регионах. Культура развивается не только в Москве, но и в глубинке. Наша задача - возвращать ей долг не только субсидиями, грантами и усилиями по увеличению зарплат».

Министр отметил, что в регионах активизировалась выставочная деятельность, начали строиться многофункциональные культурные комплексы, которые будут совмещать музейное, выставочное пространство и концертные залы.

Три дня форума более чем на 60 площадках по всему городу вели работу 16 секций: «Культурная политика», «Театр», «Музыка», «Музеи», «Язык и литература», «Библиотеки», «Кино», «Цирк», «Традиционная культура и народное творчество», «Хореография», «Изобразительное искусство». В том числе пять новых секций: «Культура для горожан», «Наука и образование в пространстве культуры», «Философия культуры», «Культура СМИ», «Сохранение и популяризация памятников истории и культуры».

В 2014 году форум принял около 7 000 специалистов из десятков стран мира. В программе мероприятий были выступления и мастер-классы выдающихся деятелей искусства мирового уровня, подписано несколько меморандумов о сотрудничестве с различными государствами.

Кураторами 16 направлений выступили ведущие деятели культуры и искусства России, в том числе Михаил Пиотровский (секция «Музеи»), Борис Эйфман (секция «Хореография»), Валерий Фокин (секция «Театр»), Федор Бондарчук (секция «Кино»), Сергей Стадлер (секция «Музыка»), Вячеслав Полунин (секция «Цирк и уличный театр») и другие.

«Культурный форум - это огромное достижение для России, - сказал на итоговом пленарном заседании художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев. — Безусловно, третий форум прошел с большим успехом, чем предыдущий. Это своеобразная платформа для общения мастеров культуры, и, я полагаю, мир сегодня нуждается в этом».

«Форум не только состоялся, но и превзошел наши ожидания. Успех форума обусловлен тем, что каждую секцию возглавил признанный мастер. Представительность нашего форума побила все предыдущие рекорды», - сказал, выступая перед собравшимися, губернатор Петербурга Георгий Полтавченко.

В этом году Культурный форум был приурочен к 250-летию Эрмитажа, в следующий раз событие посвятят 70-летию ЮНЕСКО. Об этом на итоговом пленарном заседании форума заявил советник Президента России по культуре Владимир Толстой: «Высокую оценку форуму дал Президент России. Вчера на его короткой встрече с гендиректором ЮНЕСКО Ириной Боковой было озвучено предложение посвятить следующий форум 70-летию ЮНЕСКО. Оно было поддержано».

Пленарное заседание завершила постановка балета Джорджа Баланчина «Аполлон» на музыку Игоря Стравинского.

Ульяновская область

Губернатор Сергей Морозов в рамках своего выступления с бюджетным посланием перед ЗСО отметил необходимость перехода региона к новой культурной политике. Теперь культура в нашем регионе будет рассматриваться как полноценный элемент экономики, также планируется развивать кластер творческих индустрий. 6 декабря в ходе заседания совета кластера творческих индустрий губернатор еще раз напомнил об этом, а также уточнил основные приоритеты в культурной сфере. В частности, оказалось, что идею о том, что Ульяновск – культурная столица, никто не забыл, напротив, она станет одним из приоритетов наряду с проектом «Музей СССР». Кроме того, губернатор напомнил про еще несколько культурных инициатив, касающихся креативного кластера.

Итак, Сергей Морозов считает, что региону необходим переход к новой культурной политике. Она предполагает повышение статуса этой сферы, превращение её в полноценный элемент экономики региона, а также широкое развитие творческих индустрий, обеспечение культурной безопасности страны и региона. Как сообщалось ранее, это планируется сделать и с принятием в 2015 году Закона «О культурной политике Ульяновской области». Кроме того, Сергей Морозов ранее заявлял о необходимости перевести данную отрасль с муниципального уровня на региональный.

В ходе встречи с креативным бизнесом региона он отметил, что именно через культуру можно будет «проникнуть» во все остальные сферы жизни региона. В ближайшие годы область в развитии культуры пойдет по нескольким направлениям. Прежде всего, будет формироваться имидж региона как территории, доброжелательной и гостеприимной к творческому бизнесу.

Второе направление – поиск и увеличение притока талантливых менеджеров.

Морозов отметил необходимость создания условий для подготовки профессиональных менеджеров в сфере культуры. В число инициатив – федеральная программа «Президентская тысяча культурных менеджеров России». В её рамках на конкурсной основе предполагается обучение и стажировка в лучших российских и мировых организациях культуры и бизнеса наиболее перспективных управленцев в данной сфере. Будет и программа по подготовке ста региональных менеджеров.

Третье направление – увеличение финансирования культурной политики.

Сергей Морозов уже неоднократно сообщал о том, что в ближайшие годы поставлены задача по увеличению финансирования отрасли – как бюджетного, так и частного. В связи с этим он выступил с инициативой создания нового механизма финансирования. В частности, необходимо создать на федеральном уровне государственный Фонд по поддержке программ инновационного развития культуры субъектов РФ, по аналогии с фондами по поддержке детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, фондом реформирования ЖКХ, Дорожного фонда. Аналогичные фонды должны создаваться и на уровне регионов. «Через них можно сконцентрировать бюджеты разных ведомств на ключевых направлениях, привлечь межбюджетное финансирование, частные инвестиции, развивать корпоративную и индивидуальную благотворительность. Кроме того, необходимо распространить имеющиеся инструменты поддержки инвестиционных проектов, промышленных инвесторов на инвестиции в сфере культуры», – отметил Сергей Морозов.

Кроме того, будет рассмотрена возможность предоставления творческому бизнесу помещений в государственных учреждениях культуры на льготных условиях (к примеру, лишь с оплатой услуг ЖКХ).

Ульяновск

Торжественное закрытие и подведение итогов Года Культуры в Ульяновске состоялось во Дворце творчества детей и молодёжи. Выразить слова благодарности за плодотворную работу в течение года пришли заместитель главы города Ян Чернышев, заместитель министра искусства и культурной политики региона Евгения Сидорова, начальник управления культуры и организации досуга населения Ульяновска Елена Топоркова.

В своём выступлении Елена Топоркова, рассказала об итогах года Культуры и о подготовке к будущему Году литературы: «Сегодня мы вспоминаем самые главные события этого года, подводим его итоги. 2014 год был очень насыщенным: Детская школа искусств №13 обрела свое собственное здание, мы впервые провели конкурс мини-грантов, также впервые у нас прошла профильная лагерная смена «Креативный резерв губернии». Все эти проекты мы планируем сделать ежегодными, так как для нас Год культуры не может закончиться, он продолжается. 2015 год объявлен Годом литературы, к которому мы уже активно готовимся. На прошлой неделе библиотеке №22 было присвоено имя великого русского писателя Михаила Юрьевича Лермонтова и открыто первое литературное кафе «Максим Максимыч». Первой именной библиотекой Года литературы станет библиотека №2, которой будет присвоено имя Николая Зырина - российского авиаконструктора. У детской библиотеки №24 совместно с Пушкинским музеем запланирован большой проект. Там откроется виртуальный музей Пушкина. Год литературы обещает быть насыщенным и интересным».

Для всех гостей в этот день выступали лучшие коллективы города, победители городских и международных конкурсов: воспитанники Детских школ искусств №8, №10, №12, №13, народный коллектив студии эстрадного вокала «Орфей» Дома культуры «Киндяковка». А в завершении мероприятия для зрителей выступил лауреат международных конкурсов, оперный исполнитель, баритон Олег Александров из Москвы.